Рост перевозок российской нефти западными танкерами в апреле 2025 года
В начале апреля 2025 года доля морских перевозок российской нефти с использованием западных танкеров достигла 43% от общего числа судов, загруженных или забронированных в портах Балтийского и Черного морей. Такие данные были получены в результате мониторинга судоходных маршрутов.
Эксперты связывают эту тенденцию со значительным снижением стоимости российской нефти. Страны «Большой семерки» (G7) ранее ввели ограничения, запрещающие западным компаниям перевозить и страховать российскую нефть, если ее цена превышает 60 долларов за баррель. Однако в последнее время стоимость сырья упала ниже этого уровня, что снизило риски для логистических и страховых компаний, связанные с санкциями.
По данным международного ценового агентства Argus, стоимость основного экспортного сорта нефти Urals опустилась ниже 50 долларов за баррель, что является минимальным показателем с июня 2023 года. Таким образом, цена на российское сырье оказалась более чем на 10 долларов ниже установленного G7 потолка.
Ранее из-за санкционных ограничений Россия была вынуждена использовать так называемый «теневой флот» для экспорта нефти. В тихоокеанских и арктических портах этот способ по-прежнему остается основным, однако в Балтийском и Черном морях ситуация начала меняться. Если в первые три месяца 2025 года доля западных танкеров и судов, застрахованных западными компаниями, составляла около 30%, то в апреле этот показатель вырос более чем на 10 процентных пунктов.